+7 ( 499 ) 999-43-23
+7 ( 495 ) 999-43-23
Задать вопрос
МО, г. Пушкино,
3-й Некрасовский проезд, д. 3 корп. 1
Схема проезда
Порядок применения контрольно-кассовой техники
8.12.2016


3 июля 2016 года Президентом России подписан Федеральный закон № 290-ФЗ, внесший изменения в отдельные нормативные акты, в том числе в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Цель принятия Федерального закона № 290-ФЗ – поэтапный переход в Российской Федерации на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме «online».


Закон о переходе на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о наличных расчетах в налоговые органы, предусматривает:

  • обязанность формирования в момент расчета кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
  • формирование кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронном виде при осуществлении расчетов в сети "Интернет";
  • передачу данных о расчетах в адрес налоговых органов в онлайн-режиме;
  • ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей на основании сведений, передаваемых их производителями.


Закон направлен на легализацию рынка товаров и услуг, сокращение теневого оборота денежных средств, на защиту прав потребителей. Кроме того, закон призван обеспечить гарантированное выявление фактов сокрытия и занижения выручки.

Не секрет, что со стороны недобросовестных пользователей имеются попытки скорректировать суммы выручки на контрольно-кассовой технике. Новая система будет способна обнаруживать подобные факты в режиме текущего времени.

Если в настоящее время расчеты хранятся в фискальной памяти ККТ и передаются раз в год в налоговый орган при замене электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) и, соответственно, налоговые органы продолжительное время не располагают данными о выручке, то в новой редакции закона каждый расчет передается через оператора фискальных данных в ФНС, что позволит налоговым органам автоматизировать выявление рисков нарушений и сократить количество проверок.

Значительно расширяется круг тех, кто обязан оборудовать свои торговые точки новой техникой. Но в связи с этим и предусмотрен поэтапный переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.

Применение ККТ с функцией передачи информации потребует от организаций и индивидуальных предпринимателей заключения договора с оператором фискальных данных, соответствующим установленным требованиям и получившим разрешение на обработку фискальных данных.


Законом предусматривается поэтапное введение новых требований. Так, в частности, установлено следующее:

До 1 февраля 2017 года регистрация ККТ возможна в соответствии со старой редакцией Закона № 54-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Для регистрации кассовых машин нужно было обращаться в налоговый орган исключительно по месту регистрации предпринимателя, вне зависимости от того, где он осуществляет деятельность. Регистрация ККТ, используемая обособленным подразделением организации, производилась в налоговом органе по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение.

С 1 февраля 2017 года регистрация (перерегистрация) ККТ будет осуществляться только по новому порядку, который предусматривает два варианта регистрации. Остается непосредственное обращение с заявлением на регистрацию в налоговый орган, но теперь она возможна в любом налоговом органе на территории Российской Федерации. Второй вариант: не выходя из дома, через личный кабинет пользователя контрольно-кассовой техники, размещенный на сайте Федеральной налоговой службы, получив электронную подпись, можно провести все необходимые действия по регистрации. Это особенно удобно тем, кто имеет большое количество ККТ. Если заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ будет подано после 31 января 2017 года, придется заключить договор с оператором фискальных данных и передавать через него информацию в налоговый орган в электронной форме.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

В законе предусмотрены и другие особенности его применения. Так, если при оказании услуг населению выдаются бланки строгой отчетности, или Вы являетесь плательщиками патентной системы налогообложения,  а так же  ЕНВД разрешено вообще не использовать кассовые аппараты до 1 июля 2018 года.

Обычная контрольно-кассовая техника (ККТ), зарегистрированная до 1 февраля 2017 года, применяется до 1 июля 2017 года.

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники нацелен на создание автоматизированной системы выявления нарушений. Сейчас невозможно однозначно сказать про кассовый аппарат, стоящий в магазине, применяется он или нет. Передача данных с ККТ в режиме онлайн позволит отследить периоды выдачи чеков. Это может стать поводом для проверки налоговыми органами организации, обратившей на себя внимание.


Определены исключения по применению контрольно-кассовой техники.

Освобождаются от ее применения лица, осуществляющие торговлю или оказывающие услуги в отдаленных или труднодоступных местностях. Они смогут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств. Такая норма сейчас прописана в законе. Но нужно учесть, что освобождение не распространяется на реализацию подакцизных товаров.

Поскольку данные с ККТ должны передаваться в режиме онлайн, в местностях, где отсутствует Интернет, возможно применение контрольно-кассовой техники без передачи информации в режиме онлайн, перечень данных местностей будет утвержден органом государственной власти.

С принятием закона № 290-ФЗ Административная ответственность разделена в зависимости от состава правонарушения. Неприменение кассовой техники - это одна часть. Нарушение порядка регистрации – другая часть. Кроме того, ответственность введена в отношении всех лиц, участвующих в цепочке взаимоотношений при передаче информации – от производителей техники, оператора фискальных данных до пользователя техники – каждый отвечает за свой участок работы. По новой редакции КоАП штрафные санкции за неприменение ККТ установлены в размере, пропорциональном сумме расчета, осуществленного без применения ККТ. Раньше штрафные санкции были фиксированными. В новой редакции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение кассовой техники предусмотрены штрафы на должностных лиц от 1/4 до 1/2 суммы расчета, но не менее 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей.

Обращаем внимание на целесообразность осуществления регистрации новой техники как можно раньше, чтобы потом не стать участником ажиотажа по данному вопросу.