+7 ( 499 ) 999-43-23
+7 ( 495 ) 999-43-23
Задать вопрос
МО, г. Пушкино,
3-й Некрасовский проезд, д. 3 корп. 1
Схема проезда
НДС: tax free, раздельный учёт и другие новации
22.12.2017


Законодатель внёс значительные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС. В частности, с 1 января 2018 года вводится порядок возврата уплаченного НДС иностранным физическим лицам; дополнен перечень операций, при осуществлении которых НДС уплачивает налоговый агент; меняются правила раздельного учета (комментарий к Федеральным законам от 27.11.17 № 335-ФЗ, 341-ФЗ, 343-ФЗ, 349-ФЗ, 350-ФЗ)


Новые правила для ЕСХН

С 1 января 2019 года налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), вправе получить право на освобождение от уплаты НДС, указанное в ст. 145 НК РФ, по новым правилам. (Для этого им придётся представить соответствующее письменное уведомление в свою налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение).

Правом на освобождение такие налогоплательщики смогут воспользоваться при соблюдении одного из условий:

если они переходят на ЕСХН и хотят получить право на освобождение от НДС в одном и том же календарном году;

если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров, работ, услуг при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта НДС не превысит в совокупности установленный предел. Для 2018 года он составляет 100 млн руб., снижаясь впоследствии ежегодно на 10 млн руб., и к 2022 году составит 60 млн руб.

Если налогоплательщики на ЕСХН воспользуются правом на освобождение, то в дальнейшем отказаться от него они не вправе. Исключением является ситуация, когда сумма дохода, полученного от реализации товаров, работ, услуг, по которым применяется ЕСХН, без учёта НДС, превысит указанный выше размер В этом случае налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, или производилась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Компании и предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Таким образом, можно предположить, что налогоплательщики ЕСХН должны будут уплачивать НДС. Внимательно изучаем новации в п. 3 ст. 346.1 НК РФ и с изумлением убеждаемся, что там ничего не изменилось. Как было там написано, что налогоплательщики ЕСХН не признаются налогоплательщиками НДС, так и осталось... Однако данная норма будет применяться до 31 декабря 2018 года. А с 1 января 2019 года налогоплательщики ЕСХН будут исчислять и уплачивать НДС в общем порядке, если не воспользуются правом на освобождение НДС.

В связи с этим произошли ещё два изменения.

Первое. С 1 января 2019 года отменяется п. 8 ст. 346.3 НК РФ, которым налогоплательщикам ЕСХН разрешалось не восстанавливать входной НДС по товарам, работам, услугам, включая основные средства и нематериальные активы, принятый к вычету до перехода на данный спецрежим. Одновременно законодатели отменили и положение, согласно которому не подлежат вычету суммы входного НДС, полученного в период применения ЕСХН, после того как налогоплательщик переходит на уплату НДС.

Но с уверенностью можно сказать, что если восстанавливать входной НДС заставят точно, (соответствующая правка внесена и в п. 3 ст. 170 НК РФ), а вот разрешат ли «последующий» вычет — тут бабушка надвое сказала.

Второе. С 1 января 2019 года исключён пп. 8 п. 2 ст. 346.45 НК РФ, который разрешал включать в налоговые расходы при применении ЕСХН суммы НДС по приобретённым и оплаченным налогоплательщиком товарам, работам, услугам, расходы на приобретение или оплату которых подлежат включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.45 НК РФ.


Облагаемый лом

С 1 января 2018 года из п. 2 ст. 149 НК РФ удалён подпункт 25: это означает, что реализация лома и отходов чёрных и цветных металлов облагается НДС.

При этом обязанность уплаты налога перекладывается на налоговых агентов - покупателей отдельных товаров, в том числе лома и отходов чёрных и цветных металлов, в соответствии с новым п. 8 ст. 161 НК РФ. При реализации на территории РФ налогоплательщиками, (за исключением тех, что освобождены от уплаты НДС), лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из рыночной стоимости реализуемых товаров с учётом налога. Налоговыми агентами признаются покупатели или получатели указанных товаров, за исключением обычных физических лиц.

Налоговые агенты обязаны исчислить НДС расчётным методом, (внесены поправки в п. 4 ст. 164 НК РФ), и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, уплачивают они сами НДС или нет.

Внесена поправка в п. 10 ст. 154 НК РФ. Изменение в сторону увеличения стоимости (с учётом НДС) отгруженных лома, отходов металла и других товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, в том числе в случае увеличения цены или увеличения количества или объёма отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ.

Избежать уплаты НДС можно только в случае, если сам продавец освобождён от уплаты налога или не является налогоплательщиком; в этом случае в первичном учётном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)». Если вскроется обман, то НДС придётся уплатить не налоговому агенту, а самому налогоплательщику.

Кроме того, если налогоплательщик-продавец утратит право на освобождение от уплаты НДС или «слетит» со спецрежима, то ему придётся уплатить НДС с реализации лома «задним числом». НДС придётся исчислить и уплатить за период с момента, когда наступили обстоятельства, приведшие к необходимости перехода на общую систему, и до момента, когда данный налогоплательщик перешёл на общий режим налогообложения.

Также исчислять и уплачивать НДС придётся продавцу в случаях, если лом пойдёт на экспорт или продаётся физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Такое уточнение содержит новый п. 3.1 ст. 166 НК РФ.

Обратите внимание! В соответствии с новациями в п. 1 ст. 168 НК РФ при исчислении налога налоговыми агентами сумма НДС «выкручивается» из стоимости лома, т.е. определяется расчётным путем. Но при его экспорте или продаже физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщик должен исчислить НДС «сверху».

Моментом определения налоговой базы — на основании п. 1 ст. 167 НК РФ - для налогового агента будет наиболее ранняя из следующих дат: или день отгрузки товара, или день его предварительной оплаты.

При этом, как указано в п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиками лома и отходов, а также при получении оплаты в счёт предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры или корректировочные счета-фактуры без учёта сумм налога. При этом в них делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Может ли покупатель лома и отходов принять к вычету НДС, который ему придётся исчислить за покупателя? Да, конечно! Соответствующие поправки внесены в п. 1 и п. 2 ст. 169 НК РФ и п. 3 и п. 5 ст. 171 НК РФ. Пунктом 1 ст. 169 НК РФ будет предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету.

В п. 12 ст. 171 НК РФ с 1 января 2018 года будет указано, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные рассматриваемым налоговым агентом, с сумм оплаты или частичной оплаты, перечисленных в счёт предстоящего приобретения лома или отходов металлов.

В итоге, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет указанными налоговыми агентами, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма НДС, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ в отношении лома и отходов металлов, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп. пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ в части операций, производимых указанными налоговыми агентами с учётом особенностей, предусмотренных в п. 3 ст. 172 НК РФ. Этот порядок прописан в новом п. 4.1 ст. 173 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 174 НК РФ эти налоговые агенты обязаны представить налоговикам по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию по ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


Субсидии с НДС

С 1 января 2018 года ст. 170 НК РФ дополнена пунктом 2.1. В случае приобретения товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику или фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, вычету не подлежат.

Это правило действует также при проведении капитального строительства или приобретения недвижимости за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, с последующим увеличением уставного фонда ГУП или МУП или возникновением права госсобственности на эквивалентную часть в уставном капитале юридических лиц.

При получении субсидий или бюджетных инвестиций налогоплательщик обязан вести раздельный учёт сумм налога по товарам, работам, услугам, приобретаемым за счёт указанных субсидий или инвестиций.

Суммы НДС включаются в расходы при исчислении налога на прибыль при условии, что расходы на приобретение товаров, работ, услуг учитываются в расходах, (в том числе через начисленную амортизацию), в целях налогообложения прибыли и при условии ведения раздельного учёта. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учёта суммы упомянутого НДС в налоговые расходы не включаются.

Если же налогоплательщик успел оплатить товар, работу или услугу и принял к вычету входной НДС, то после получения субсидии или инвестиции на эти цели он должен ранее возмещённый налог восстановить. На это нацелены поправки в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Кстати, законодатели решили учесть прежние ошибки...

Напомним, ранее считалось, что если субсидия получена из федерального бюджета без учёта НДС, то обязанность восстанавливать налог, ранее правомерно принятый к вычету, у компании отсутствует — см., например, письмо Минфина России от 27.12.11 № 03-07-11/347.

С учётом внесённых поправок требование о восстановлении НДС применяется независимо от факта включения суммы налога в субсидии или бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Но позвольте!! Если сумма субсидии, скажем, покрывает только стоимость самого товара, а НДС покупатель уплатил за свой счёт, почему же он не имеет права на вычет??

Впрочем, подождите. Законодатели учли ещё одну важную деталь.

Дело в том, что в прежней редакции пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ буквально было сказано «на возмещение». Между тем, существует ещё и такое понятие как «частичное возмещение». Вот если бы в рассматриваемом подпункте после слова «возмещение» законодатели добавили бы «(частичное возмещение)», то и спорить было бы не о чем.

Однако это не так, и буквальное прочтение данного подпункта означало, что на частичную компенсацию требование о восстановлении входного НДС не распространяется. Судьи, кстати, так и решили - в постановлениях ФАС Поволжского округа от 28.02.11 № А65-18315/2010 и от 27.01.11 № А65-11184/2010.

Теперь же законодатели внесли поправку. С 1 января 2018 года при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле.

Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров, работ, услуг без учёта налога, приобретенных за счёт субсидий или инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретённых товаров, работ, услуг без учёта налога.

И тогда можно предположить, что если, например, субсидия покрывает только часть покупки, (не закрывая сумму уплаченного НДС), то такая субсидия будет просто считаться частичным возмещением затрат со всеми вытекающими последствиями...


Раздельный учёт: хитрая подмена

Ещё один пренеприятнейший (но прогнозируемый!) сюрприз ожидает налогоплательщиков в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налогоплательщик был вправе не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ, (то есть о раздельном учёте НДС), к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, не превышала 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав.

При этом все, (подчёркиваем — все), суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров, работ, услуг, имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным в ст. 172 НК РФ.

Что будет с 1 января 2018 года? Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвёртого п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов... И далее по тексту.

В соответствии с абзацем четвёртым п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров, работ, услуг, имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства или реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации которых облагаются или не облагаются НДС - по товарам, работам, услугам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не облагаемых НДС операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учётной политикой для целей налогообложения.

Видите разницу? Раньше можно было принять к вычету весь входной НДС, а теперь — только тот, который относится к товарам, работам и услугам, которые одновременно используются в облагаемых и не облагаемых налогом видах деятельности. А по тем активам, которые применяются исключительно в деятельности, не облагаемой НДС, вычет будет невозможно получить ни при каких условиях. Иными словами, без раздельного учёта не обойтись.

Следует отметить, что в последнее время именно так и трактовали действующую в настоящее время норму судебные и контролирующие органы. Верховный Суд РФ в Определении от 12.10 2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015 пришёл к выводу, что к суммам НДС по приобретенным товарам, используемым только для не подлежащих налогообложению операций, не может быть применено правило 5 %. Данные суммы НДС в соответствии с положениями п. 2 ст. 170 НК РФ подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).


«Электронные» услуги

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Правила ст. 174.2 НК РФ будут применяться в отношении всех покупателей таких услуг без исключений: вместо «физических лиц» речь пойдёт о «покупателях услуг», а п. 9 ст. 174.2 НК РФ, где предусмотрено, что предприниматели и организации, покупающие электронные услуги у иностранных компаний, являются налоговыми агентами, будет отменён.

Таким образом, действие п. п. 2, 3 и 4 ст. 174.2 НК РФ будет распространено на всех покупателей электронных услуг, (при условии, конечно, что местом реализации таких услуг признаётся территория РФ), а не только на обычных граждан. Так, например, при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме местом реализации которых признаётся территория РФ, иностранные организации-посредники, ведущие предпринимательскую деятельность с участием в расчётах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными компаниями, оказывающими такие услуги, будут признаваться налоговыми агентами по НДС.

Аналогичное правило будет действовать и в отношении посредников — российских компаний и предпринимателей. Но оно действует с 1 января 2018 года. (Внесена, кстати, необходимая поправка, что в этих целях не признаются посредниками организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в рамках осуществления переводов денежных средств за электронные услуги).

Если налогоплательщик приобретает электронные услуги у иностранной компании, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, (но не у обособленного подразделения, зарегистрированного в России), и ведущей расчёты непосредственно с покупателями указанных услуг, или у иностранной организации - посредника, признаваемой налоговым агентом, то для получения вычета по НДС нужно будет выполнить условия из нового п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Такими условиями являются наличие договора или расчётного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной компании, а также документов на перечисление оплаты, включая НДС, иностранной компании. При этом сведения о таких иностранных компаниях - наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учёт в налоговой инспекции - размещаются на официальном сайте ФНС России.

Также с 1 января 2019 года из п. 5 ст. 148 НК РФ, где указано, что документами, подтверждающими место оказания услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абз. 2 и 14-17 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признаётся территория РФ, а также о стоимости указанных услуг, исключено указание, что эти правила относятся только к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Теперь это правило относится ко всем.


Tax free в России

С 1 января 2018 года Налоговый кодекс дополнен ст. 169.1, в соответствии с которой начинает применяться порядок возврата иностранным покупателям — физическим лицам НДС, который они уплатили при покупке товара в нашей стране. В общем, такой приятный бонус для иностранных туристов, широко распространённый за рубежом.

Иностранцы при вывозе товаров, которые приобретены ими в рознице, и при реализации которых был исчислен НДС, имеют право на компенсацию суммы налога, уплаченной ими в составе цены товара, в виде выплаты денежных средств таким гражданам.

Иностранец имеет право на компенсацию при предъявлении паспорта, который выдан в государстве, не относящемся к ЕАЭС, и по которому гражданин въехал в Россию, и при условии вывоза иностранцем приобретённых им товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов ЕАЭС), через пункты пропуска через государственную границу РФ, перечень которых определяется Правительством РФ. (Если мы правильно понимаем законодателей, то если иностранец поедет домой через, скажем, Белоруссию, то про вычет он может забыть).

Компенсация НДС не производится при приобретении подакцизных товаров. Правительство может определить перечень иных товаров, по которым нельзя будет получить компенсацию.

Сумма компенсации составит разницу между суммой НДС, которую иностранец уплатил рознице, и стоимостью услуги по компенсации налога.

Чтобы получить компенсацию, иностранцу помимо «правильного» паспорта понадобится ещё и чек, выданный в рознице. Там должна быть также отметка нашей таможни, что товар вывезен иностранцем в установленный срок. На вывоз товара отводится три месяца с момента его приобретения, а на получение компенсации — год.

Сам чек — тоже не простой. Его должна выдать организация розничной торговли, входящая в специальный перечень. (Формированием перечня будут заниматься федеральный орган, занятый регулированием в области внешней и внутренней торговли, а также Правительство РФ).

Иностранец должен потребовать выписать ему чек. Это возможно, если в одной организации розничной торговли иностранец в течение одного календарного дня купит товаров на сумме не менее 10 000 рублей с учётом НДС. Этот чек оформляется на основании одного или нескольких кассовых чеков. Чек составляется в произвольной форме, но должен содержать обязательный набор сведений.

Эти сведения розничная организация должна передать в электронной форме в таможенные органы. Таможенники эти сведения передадут в ФНС России. Также они сообщат о сделанных ими на данных чеках отметках.

Подтверждение ставки и право на вычет

Согласно новому пп. 2.11 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов относится к услугам по компенсации иностранным гражданам сумм НДС, если они имеют право на такую компенсацию на основании ст. 169.1 НК РФ.

Но, разумеется, право на применение нулевой ставки нужно будет подтвердить. Этому посвящён новый п. 3.10 в ст. 165 НК РФ. Налогоплательщик должен представить реестр документов (чеков) для компенсации суммы налога, в котором указываются сведения из чеков для компенсации суммы НДС, содержащих отметку таможенников, и сведения о сумме налога, компенсированной физическим лицам на основании ст. 169.1 НК РФ.

Перечень сведений, которые указываются в реестре, форма и порядок его заполнения утверждаются ФНС России. В состав сведений, которые указываются в реестре, включается информация о размере налоговой базы, к которой налогоплательщиком применяется налоговая ставка 0 процентов. Реестр представляется в электронной форме через ТКС.

Согласно новому п. 4.1 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные организациями розничной торговли по товарам, реализованным иностранным гражданам, в случае вывоза указанных товаров с территории РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС через пункты пропуска на госгранице России.

В ст. 88 НК РФ добавлен п. 8.7, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные в п. 4.1 ст. 171 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия сведений, отражённых в налоговой декларации, сведениям, имеющимся у налоговиков.

В случае истребования налоговиками указанных документов, их копии нужно представить в течение 20 календарных дней с даты получения соответствующего требования.

Согласно п. 11 ст. 172 НК РФ вычеты будут производиться на основании чека для компенсации суммы налога при наличии на нем отметки таможенников о фактическом вывозе товаров, и при условии, что иностранцу была действительно произведена компенсация суммы налога. Если вывоз товара подтвердить не удастся, вычет в отношении него получить будет нельзя.

Ошибки в указанных чеках, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать налогоплательщика - организацию розничной торговли, иностранное государство, которое выдало паспорт иностранцу, наименование реализованных товаров, а также сумму НДС, исчисленную розницей по реализованным товарам, не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога.

Переходный период

Передача реестров в электронной форме начнётся только с 01.10.18. (надо же подготовиться)! А что делать до этого?

До этой даты при реализации услуг по компенсации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов налогоплательщиками в налоговую инспекцию представляется перечень чеков для компенсации суммы налога, в котором следует указать сведения из чеков для компенсации суммы налога, сведения о выплате компенсации суммы НДС иностранцам, а также информацию о размере налоговой базы по НДС, к которой налогоплательщиками применяется налоговая ставка в размере 0%.


«Нулевой» реэкспорт

С 1 января 2018 года, согласно новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, список товаров, реализация которых облагается НДС по нулевой ставке, пополняется:

  • товарами, вывезенными в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенными под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • товарами, (продуктами переработки, отходами или остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • товарами, вывезенными в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада;
  • товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления налоговикам документов, предусмотренных в ст. 165 НК РФ.

В пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ будет указано, что в случае вывоза товаров в таможенной процедуре реэкспорта налоговикам нужно будет представить следующие документы:

  • контракт (или его копия) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС;
  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезённых в РФ, под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада или переработки на таможенной территории, а также таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров или товаров, которые изготовлены из товаров, помещенных под указанные таможенные процедуры, или которые являются продуктами переработки, отходами или остатками, полученными в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
  • копии транспортных, товаросопроводительных и иных подобных документов.


Нулевая ставка – обязанность или право?

С 1 января 2018 года ст. 164 НК РФ дополнена п. 7. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, или при выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных в пп. пп. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении таких товаров, (это, в частности, услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги), налогоплательщик вправе производить налогообложение соответствующих операций по налоговым ставкам в размере 10 или 18 процентов. Иными словами, применение ставки 0% процентов становится правом, а не обязанностью.

Для использования такого права налогоплательщику необходимо будет представить в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от нулевой ставки НДС. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

Налогоплательщик вправе не применять нулевую налоговую ставку только в отношении всех указанных выше операций, производимых налогоплательщиком. Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем или приобретателем соответствующих товаров, работ или услуг.


НДС в «посылке»

В пп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ законодатели прописали документы, которые нужно будет предъявить налоговикам, чтобы подтвердить применение нулевой ставки НДС, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях.

Такими документами являются:

  • документы (копии документов), подтверждающие фактическую оплату покупателем реализованных товаров;
  • предусмотренные правом ЕАЭС и таможенным законодательством РФ таможенная декларация (или её копия) с отметками российской таможни, выпустившей товар в таможенной процедуре экспорта, и российской таможни в месте убытия с сопровождающей международные почтовые отправления таможенной декларацией CN 23 (её копией), форма которой установлена актами Всемирного почтового союза, или сопровождающая международные почтовые отправления таможенная декларация CN 23 (её копия) с отметками российской таможни, выпустившей товар в таможенной процедуре экспорта, и российской таможни, расположенной в месте международного почтового обмена, производивших таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.


НДС на чеке

С 1 января 2018 года из п. 6 ст. 168 НК РФ будет исключено указание, что при реализации товаров, работ или услуг населению по розничным ценам соответствующая сумма налога не выделяется на чеках и других выдаваемых покупателю документах. Напомним, что требования к обязательным реквизитам кассового чека установлены ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Одним из обязательных реквизитов кассового чека является сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению НДС).


Источник: https://www.nalog-forum.ru